Двойники


Босх. Фокусник

Фокусник Босха

Нет ничего приятнее, чем рассматривать и изучать картины Иеронима Босха перед сном. Наполненные многочисленными символами, смысл которых уже преимущественно утерян, произведения художника хорошо читались его современниками, и делают его самым загадочным художником в наши дни.

Впоследствии, когда сюрреалисты объявили о главенстве подсознания в искусстве, сюжеты Босха, наполненные фантасмагорическими существами, по новому предстали перед современной публикой.

У Босха всегда было много копиистов и подражателей. Сегодня мы представляем работу одного из них. Достаточно точная копия картины "Фокусник", приписываемой Иерониму Босху. Бросается в глаза существенное отличие в копии от оригинала - босховский шарлатан-наперсточник стал одет в облачение православного священника с шапкой-камилавкой на голове. "Времена меняются, а игры все те же" - как бы говорит этим художник. Монашка на картине голландца изображена с лицом Путина. Его образ часто встречается в живописи того времени. Создается впечатление, что половина Голландии состояла из двойников и двойниц российского президента. Это говорит о тяжелой жизни народа в те далекие времена. Пока путиноликая монашка строго смотрит за фокусником-попом, за ее спиной какой-то неприятный очкарик обворовывает женщину с лягушкой во рту, видимо француженку. Впрочем, есть мнение, что лягушка, выпрыгивающая изо рта, фигурирует как символ глупости и доверчивости.

В общем, сюжет остался по-прежнему жизнен, хоть персонажи претерпели некоторое изменение. И в наш просвещенный век осталось место примитивному шарлатанству.


Музы Арнольда Бёклина

Музы Арнольда Бёклина

Швейцарский художник Арнольд Бёклин очень любил рисовать свою жену мадам Паскуччи, но у него все время получался Отар Кушанашвили, который, собственно, и стал музой для этого известного символиста.

Мы попросили известного современного художника из плеяды шестилетних символистов повторить подвиг Арни и нарисовать сию музу еще раз. Хотелось узнать - что получится. И получилось, судя по носу, таки лицо грузинской национальности, но судя по характерным брылям и выпученным глазам, это скорее Сосо Павлиашвили, чем Отар Кушанашвили.

Как бы то ни было, ясно одно, что непонятным образом регрессивная грузинская попса начала 21-го века оказала неизгладимое влияние на творчество выдающегося швейцарского живописца и скульптора 19-го века.


Иоганн-Фридрих Великодушный

Как Кранах рисовал Слепакова

Лукас Кранах Старший жил пятьсот лет назад и очень любил рисовать Семёна Слепакова, но называл он его почему-то герцогом Саксонским Иоганном-Фридрихом Великодушным. Как и Слепаков Великоушный, герцог был курфюрстом, т.е. имел право избирать главу государства - это сразу ощущается некоторыми фибрами. И Семен это право имеет, значит он тоже курфюрст в этом смысле.

В работе современного художника-недоросля уже чувствуется зрелость большого мастера. Видимо, сказывается  месяц учёбы в первом классе начальной школы. Насколько пронзительно раскрывается пред нами внутренний мир двадцать восьмого ландграфа Тюрингии (не иначе Геббельс им все эти непонятные названия придумывал). Насколько явно прет из высокопоставленного вельможи его азиатская сущность. Живописец поворачивает к нам лицо великодушного герцога, и мы с удивлением понимаем, что он искренне и глубоко одноухий человек, в отличие от того же кудесника юмора Семёна, у которого ушей намного больше, в том смысле, что они составляют значимую часть его портрета и общего веса.

Иоганн-Фридрих Великодушный и Слепаков

 

Кстати, благодаря Лукасу Кранаху Младшему у Семёна Слепакова есть возможность посмотреть на себя в более зрелом возрасте - лет эдак через 12. Примерно так будет выглядеть всеми любимый комедиант в 2024 году (см. рисунок ниже).


Портрет четы Арнольфини и Путин

Портрет четы Арнольфини и Путин

На картине великого предтечи Яна Вана Эйка изображен явно Путин с неизвестной, но уже весьма беременной женщиной. Путин любит свой народ, как бы говорит этим Ван Эйк. К женщине-народу повернута собачка, символ верности хозяину, но свечка над женщиной уже не горит. Со стороны Путина на окне лежат апельсины - атрибут богатства. Об этом же говорят и меховые вопреки лету одеяния. Несмотря на общий достаток, богач носит обычные деревянные башмаки, ему как бы не чуждо хождение по грязи, в отличие от аристократов того времени, которые предпочитали перемещаться на носилках.

Ненаслюнявленные карандаши юного художника, сделавшего душераздирающую копию известной картины, кардинально изменили символику произведения. Богача лишили апельсинов, собака превратилась в кота - символ независимости, Арнольфини-Путин в ужасе вскинул руки вверх, обжигая холёные перста амфороискателя об люстру, а народная женщина-Русь больно бьет политика в его самое больное место организма - в печень. Огромная шляпа владыки в процессе потасовки превратилась в сплющенную кепку. Весь градус произведения поменялся в сторону осмысленного протеста. Юный детсадовец, рисуя картину в день выборов, очевидно, уловил струю общественного самосознания, что конечно же отразилось в его творчестве.